Во время блицвизита в Москву Зубин Мета ответил на вопросы "РГ".
Чем для вас важно нынешнее выступление в Москве?
Зубин Мета: В мае 2012 года Израильскому филармоническому оркестру исполняется 75 лет. И 50 из них меня связывает с этим коллективом нечто большее, чем творческое сотрудничество. Оркестр прошел огромный путь в своем развитии. Сегодня половину коллектива составляют те, кто приехал из СССР. Но оркестр всегда был и будет олицетворением Израиля во всем мире, хотя государство финансирует его лишь на 10 процентов, остальное - это наши концертные сборы и, конечно, поддержка спонсоров, в первую очередь из США.
Признаться, на репетиции перед концертом я неожиданно расчувствовался. Вспомнил, как более 30 лет назад Первый концерт Чайковского я исполнял с Нью-йоркским филармоническим оркестром, а солировал Эмиль Гилельс. Тогда неимоверно трудно было выпросить у "Госконцерта" разрешение сделать запись этого концерта, за которую великий Гилельс получил всего 600 долларов...
А почему в Израильском оркестре так много музыкантов родом из СССР?
Зубин Мета: У вас очень высокие стандарты музыкального образования, поэтому все закономерно. Детей надо обязательно учить музыке по всему свету. По-моему, огромная трагедия в том, что, например, в США, музыке детей не обучают. Люди, воспитанные без музыки, бесполезны для общества в будущем.
Чем для вас сотрудничество с Израильской филармонией отличается от работы с другими мировыми оркестрами и театрами?
Зубин Мета: Думаю, нет никакой разницы. Музыка есть музыка везде. Разве что в Израиле, я вынужден исключать из своего репертуара Вагнера...
Как вышло, что Рихард Вагнер в Израиле под негласным запретом, а Рихард Штраус - нет, хотя в рейхе он был главой Имперской музыкальной палаты?
Зубин Мета: Штраус никогда не был нацистом! Более того, в 1935 году он написал оперу "Безмолвная жена" по либретто совсем не арийца Стефана Цвейга и потребовал, чтобы его имя стояло в афише. За что и поплатился должностью. У меня есть копия письма Мартина Бормана, где он рекомендует коллегам по нацистской партии "не относиться к Р. Штраусу как к члену НСДАП". По-моему, это суперкомплимент... Надеюсь, что в ближайшем будущем настанет и час Вагнера. Но в Израиле живет очень много людей, на чьих руках выжжены номера, присвоенные им в концлагерях.
Говорят, что из своей биографии вы не любите вспоминать две вещи: учебу на медицинском факультете и тот факт, что вы стояли у истоков проекта "Трех теноров". Почему, если не секрет?
Зубин Мета: Учеба - незначительный эпизод моей жизни. Я никогда не хотел быть врачом. Если же говорить о трех тенорах - это одно из самых дорогих, но и болезненных воспоминаний моего сердца. Никто из нас в 1990 году не предполагал такого грандиозного коммерческого успеха, который в итоге, я считаю, и погубил все. Мы, музыканты, виноваты в том, что выпускаем слишком много компакт-дисков. Мы оказались помешаны на идее создать нечто идеальное, но без погрешностей "живого концерта" любая музыка мертва.
www.rg.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий