Тверская, 25/9 - сердце Москвы. 8-этажный кирпичный дом. Жить в этом месте крайне престижно, поэтому очень дорого. Арендовать просторную квартиру в хорошем состоянии стоит в среднем 200 тысяч рублей в месяц, а уж если купить - миллиона долларов не хватит.
Здесь с 1950-ого по 1977-ой год жил и работал легендарный артист, солист Большого театра Сергея Яковлевич Лемешев. Есть очень много людей, кто, прочитав надпись на мемориальной доске, захочет отколоть на сувенир кусок кирпича от этого дома. В свое время прикоснуться к великому Лемешеву мечтало пол Советского Союза. Слава тенора, без преувеличений, не знала границ. Богу оперы с ангельским лицом удавалось сводить публику с ума не только на сцене, но и в жизни. Десятки «лемешисток» (так называли его фанаток) ежедневно караулили кумира у Большого театра, и здесь же, на Тверской. Благо, все рядом. Бывало, девицы дрались из ревности. Бывало, хватали за лацкан пиджака в надежде оторвать пуговицу на память.
10 июля Сергею Яковлевичу исполнится 110 лет. Возле его подъезда уже давно не дерутся фанатки. Теперь за его квартиру сражается племянница его вдовы - некогда тоже знаменитой оперной певицы Веры Николаевны Кудрявцевой.
«Семью Лемешева выгнали из квартиры?»
- Мы не имели намерения комментировать судебный процесс, касающийся квартиры Сергея Лемешева и Веры Кудрявцевой, - говорит адвокат Юлия Кайгородова. - Но, к сожалению, с подачи охотников за чужим имуществом на публику вылилось невероятное количество лжи. «Семью Лемешева выгнали из его квартиры», «В квартире Лемешева проживают чужаки», - в этих фразах нет ни слова правды. Потому что те люди, которые подали иск в суд, не только никогда в этой квартире не жили, но и очень много лет не общались с семьей Лемешева. Сегодня, когда мои слова подкреплены решением суда, могу говорить об этом открыто.
- Питерская племянница Веры Николаевны довольно уверено заявляет, что имеет право на квартиру.
- История сложна тем, что в ней немало действующих лиц. Попробую объяснить. Вдова Сергея Лемешева Вера Кудрявцева ушла из жизни в 2009-ом году, пережив мужа на 31 год. Их счастливый брак продлился двадцать семь лет (она была пятой женой тенора - Ред.). Всю оставшуюся жизнь Вера Николаевна посвятила наследию мужа: с неугасающей энергией собирала архивы, создавала музей. Пришло время и она попросила сына о помощи. Тут нужно пояснить: общих детей у Лемешева и Кудрявцевой не было. Но сына Веры Николаевны Андрея тенор принимал как своего.
- О какой помощи шла речь?
- Вера Николаевна страшно опасалась охотников за квартирами, поэтому еще в 2001 году заключила с сыном договор пожизненного содержания с иждивением. Так было проще для всех. Андрей Николаевич стал собственником квартиры на Тверской и принял обязательство содержать мать.
Все бы хорошо, да только сын жил в Новосибирске. И часто приезжать в Москву не мог. Выход нашли: Андрей договорился со своей двоюродной сестрой, москвичкой Флорой Харламовой. Семья Флоры, долгие годы дружившая с Верой Кудрявцевой, стала помогать ему заботиться о матери. Флора Семеновна прекрасный врач (доктор наук, профессор). Она следила за здоровьем Веры Николаевны. А ее дочь, Ирина взяла на себя все бытовые заботы – покупку продуктов, лекарств, помощь в разборе архивов.
В 2008-ом году сын Веры Николаевны умер.
- Получается, недвижимость на Тверской вернулась к вдове Лемешева?
- Нет. Незадолго до смерти он составил завещание – и квартира вместе с обязательством пересылать деньги на содержание Веры Николаевны перешла к его жене Ирине. Так и жили: из Новосибирска перечислялись деньги. А Флора Семеновна с дочкой опекали вдову Лемешева в Москве.
«Дайте воды, а то переночевать негде..»
- Практически сразу после смерти сына Веры Николаевны в квартире на Тверской вдруг появляется дама из Питера, которая утверждает, что она - племянница Веры Николаевны - разводит руками Юлия Кайгородова. - На похоронах Андрея Кудрявцева, которого она называет двоюродным братом, эту даму никто не видел. У вдовы Лемешева было 12 братьев и сестер. Теоретически, женщина, которая впервые появилась в квартире Веры Николаевны могла быть племянницей, но достоверных подтверждений этому нет. И что с того? Сиделка получила распоряжение от 97-летней Верны Николаевны распрощаться с гостьей. Но «племянница» уходить не планировала и сообщила, что ей негде ночевать. Хозяйка смилостивилась и велела постелить. Но только на одну ночь. К огорчению непрошеной гостьи вдова Лемешева, хотя и передвигалась в инвалидной коляске, была еще достаточно крепкой. Стало ясно, что наследство достанется не так скоро. С тем «племянница» и уехала.
- В апреле 2009 года Вера Николаевна неудачно упала - инвалидное кресло неожиданно захлопнулось под хозяйкой, сломав ей ногу. Через 8 месяцев, в декабре, ее не стало. И что было дальше?
- Похоронили Веру Николаевну рядом со знаменитым мужем на Новодевичьем кладбище. Попрощаться с «любимой тетей» приехала и «племянница из Питера с дочерью. Уже на похоронах они заявили: «Здесь все наше, мы теперь тут хозяева». Они понятия не имели, что квартира уже давно принадлежала вдове сына Веры Николаевны. Вот ведь беда какая: никакого отношения к наследству Веры Николаевны жилплощадь не имеет! Но надежда умирает последней, и племянница идет в суд. Там требует признать ее родственницей, признать за Верой Николаевной 1/8 долю квартиры (якобы, она унаследовала ее после смерти сына), и отдать эту долю ей.
«Пока рано говорить: занавес!»
- А как к тому моменту решили судьбу квартиры?
- Вдова сына, которой досталось жилье, предложила Фроле Семеновне и ее дочери Ирине Харламовой выкупить эту квартиру, чтобы она не попала в чужие и безразличные к памяти Лемешева и Кудрявцевой руки. Харламовы, которые много лет заботились о Вере Николаевне, продали свое жилье, влезли в долги и купили. Вы спросите, а как же завещание Веры Николаевны Кудрявцевой?
- Спрошу. Тем более, что вторая сторона утверждает, что это завещание Вера Николаевна написала под давлением?
- У Веры Николаевны на сберкнижке была небольшая сумма - не многим более 150 тысяч рублей. Туда «капала» скромная пенсия и зарплата от Консерватории - 9 тысяч рублей. Как все пожилые люди, Вера Николаевна волновалась, что у Флоры и Ирины недостанет средств на достойные похороны (к слову, денег на погребение на Новодевичьем кладбище было потрачено гораздо больше). Поэтому она написала завещание на Ирину Харламову. Кроме денег на сберкнижке Ирина унаследовала небольшое количество архивных документов (Ирина уже сдала их в РГАЛИ, и немного личных вещей Сергея Лемешева, которые перешли в «Музей Москвы»). Вера Николаевна жила скромно. Несколько имевшихся у нее действительно дорогих картин, она продала еще при жизни. Ценную мебель, основные архивы, личные вещи Лемешева передала в музей. На все это есть документы.
- Чем в итоге закончилась история?- Через суд у племянницы не получилось не то, что отсудить квартиру, но даже доказать родство с Верой Николаевной. Несмотря на это, питерские «родственники» семьи Лемешева приходят на различные ток-шоу и рассказывают слезные истории, как их выгнали из квартиры любимой тети. Так что рано пока говорить: занавес! История пока не закончена.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ:
Ирина Харламова:
«Дочь Сергея Яковлевича ни на что не претендует!»
- Ирина, как известно, у Сергея Лемешева было пять жен. От одной из них, оперной певицы Ирины Масленниковой, у него родилась дочь Мария. Странно, что она не претендует на квартиру отца?
- Мария - порядочный человек. У нее никогда не было претензий к отцу. Более того, к этой квартире она не имеет никакого отношения. В свое время Сергей Яковлевич, насколько я знаю, обеспечил ее хорошим жильем.
- А вот еще не очень понятно: неужели такой человек как Лемешев не нажил большого состояния? Неужели он ничего не коллекционировал? Почему наследство Веры Николаевны такое скромное?
- Вы сами заметили, что у Сергея Яковлевича до Веры Николаевны было четыре жены. И он от каждой уходил красиво. Оставляя все. После смерти мужа Вера Николаевна почти все отдала в музей. Ломберный стол, два стула из гостиной, секретер-бюро из кабинета, любимое кресло, торшер из комнаты - все, что окружало его в обычной домашней обстановке. Она оплачивала реставрацию часовни в Старом Князеве Тверской области (родина Лемешева - Ред.). В своих дневниках, которые Вера Николаевна издала, она вспоминала, как воевала с нечистоплотными музейщиками. Не поверите: лет тридцать назад ей пришлось с шумом забирать вещи Лемешева из музея им. Глинки. Она отдала лучшее - мебель из красного дерева, портреты, афиши. А однажды пришла туда на концерт и ахнула: за столом Сергея Яковлевича заседала комиссия. А рядом в комнате всю великолепную мебель использовали не как экспонат, а по назначению.
ДОСЬЕ «КП»:
Сергей ЛЕМЕШЕВ - русский оперный певец, педагог, режиссер оперы, ведущий тенор Большого театра. Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии.
Партию Ленского из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» исполнил более 500 раз - именно эта роль принесла Сергею Яковлевичу известность и любовь зрителей. Как эстрадный певец исполнял песни «Одинокая бродит гармонь», «Моя любимая», «Выхожу один я на дорогу», «Письмо в Москву», «Аленушка». Поклонницы боготворили Лемешева за роль шофера Пети Говоркова из «Музыкальной истории».
Комментариев нет:
Отправить комментарий