В Москву этнический азербайджанец, выступающий в придуманном им жанре spiritique, приехал впервые. Выпускник лондонской Королевской академии музыки, Сами Юсуф сочиняет песни сам и использует колоритное звучание арабских инструментов.
Из Лондона, где Юсуф, этнический азербайджанец, живет с трех лет, он приехал в Москву впервые. Выступление в Crocus City Hall стало частью мирового тура в поддержку альбома Сами «Salaam», выпущенного в 2012 году. Пока певец совершал намаз и задерживал концерт, фойе зала заполонили девушки как в традиционных мусульманских нарядах, так и вполне светские дамы в платьях-футлярах, что доказывает: нынешний мир ислама разнообразен и непостижим в своих проявлениях. При этом случайных людей на концерте почти не было. Перед выходом артиста на сцену был показан довольно нескромный ролик о себе любимом — сначала демонстрировались громкие эпитеты, которыми западная пресса наградила Сами Юсуфа, как то: «самая яркая поп-звезда ислама», «самый известный британский мусульманин в мире» и другие с пометкой «самый», далее последовали огромные цифры продаж альбомов певца. Самовлюбленное видео сменилось исламским мультиком с Юсуфом в главной роли, по своему гуманистическому посылу здорово напоминающим клип «Африканское дитя» из комедии «Побег из Вегаса». Только после ожесточенных аплодисментов реальный Сами наконец появился на сцене.
Артист выступает в жанре spiritique, им самим и придуманном, этакий сплав традиций Запада и Востока. В музыкальной классификации Юсуф должен был бы проходить по категории «Этническая музыка Востока», но не все так просто. Будучи выпускником лондонской Королевской академии музыки, артист сочиняет песни сам и действительно использует колоритное звучание арабских инструментов. Но его музыка весьма похожа на ту, что любят выставлять на «Евровидение» жаркие страны: европоп с ориентальным оттенком, с той лишь разницей, что подтанцовку Юсуф с собой не возит, как и других спецэффектов для шоу. Если бы не его манера петь — явно арабского происхождения,— то Сами вполне сошел бы за какого-нибудь Энрике Иглесиаса со всеми его crazy, smile и mystery. Однако именно из-за текста и возникает противоречие — в отличие от распространенных представлений о восточной музыке как о любовной патоке с бодрой ритм-секцией а ля Таркан, Юсуф поет со сцены о любви вовсе не к женщине, а к Аллаху на английском, арабском и турецком языках.
Каждый второй номер певец исполнял за роялем, по-элтонджоновски устремляя взгляд в меланхолическую даль, аккомпанировали ему гитарист, басист и перкуссионист. За экзотику отвечала арабская флейта нэй, сам Юсуф иногда зажигательно барабанил на табла, в очередной раз подтверждая поистине гипнотический эффект, который оказывают цепляющие восточные ритмы на массовое сознание. От слезливых поп-баллад о страданиях палестинцев, иракцев и суданцев музыканты переходили к блюзу с хрестоматийным гитарным проигрышем, от танго к танцевальной музыке с соло барабанов. Основу программы составляли песни с альбома «Salaam», но не обошлось и без хитов, прославивших певца,— «Ya Mustafa», «Al muallim», «Muhammad», «My ummah», которые были исполнены очень близко к оригиналу без концертной импровизационной фантазийности. Хотя элегантный сладкоголосый мужчина в полумраке на сцене вкупе с элегическим чередованием мажора и минора должны были действовать безошибочно, особенно на женскую аудиторию, заигрывания с публикой в духе «поднимите ваши ручки» сработали ближе к кульминации выступления артиста. Концерт закончился массовой пляской, и неизвестно, сколько бы это еще продолжалось, если бы певец не пообещал раскочегаренной публике: «В следующий раз — хоть всю ночь, а в этот раз — я полетел».
Елена Кравцун
kommersant.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий