Рассматриваю страничку рэпера M. One на сайте ВКонтакте. В миру парня зовут Исмаил, он из Душанбе. Это такой таджикский Тимати. Его клип - несколько десятков азиатов в капюшонах, симпатичные девчонки для массовки, трогательный закос под модных рэперов... В клубе «Москва Холл» на Маяковке в прошлом году его сольный концерт собрал около тысячи гастарбайтеров. Даже давка случилась, пришлось полицию вызывать!
- Тысяча человек для меня не предел, - хвалится мне Исмаил. - В течение года у меня обычно 3 - 4 больших концерта в Москве. Выступаю на известных площадках вроде Arena Moscow, Milk, Pacha...
Вообще-то это крупнейшие и моднейшие концертные клубы Москвы. Круто...
Гастарбайтеров в городе, только по официальным данным ФМС, около 3,5 миллиона человек. Львиная доля - это мигранты из Средней Азии. После работы можно просто напиться у себя в дворницкой. А можно на часок «слетать» домой, купив билет на концерт.
«ЧАСТНАЯ ВЕЧЕРИНКА»
Десять часов вечера. Улица Череповецкая на северо-восточной окраине. С одной стороны - многоэтажки, с другой - зловещий Лианозовский парк. Иду на концерт звезд киргизской эстрады из самого Бишкека.
Рекламу обнаружил в соцсетях, в группах живущих в Москве выходцев из Средней Азии. А вот найти саму концертную площадку оказалось непросто. Ни вывесок, ни указателей. Хорошо, догадался заглянуть за угол большого супермаркета, куда вереницей заезжают бомбилы на «девятках» и «Жигулях». У входа в подвал очередь. Все - азиаты. Судя по вывеске, заведение многопрофильное: караоке, банкетный зал, суши-бар, кальянная, сауна... Узкая дверь, по ступенькам вниз.
- Здесь, что ли, концерт будет? - спрашиваю.
Стоящие на входе охранники подозрительно осматривают меня с ног до головы. Не слишком-то азиатская внешность и серьга в ухе их смущает.
- У нас сегодня частная вечеринка...
- А меня друг пригласил. Курманбек его зовут...
Девушка-администратор берет с меня 600 рублей за билет и цепляет оранжевый браслетик посетителя.
«КАК ДОМА...»
Вообще-то, как я понял, это армянское заведение, но сегодня его арендовали киргизы.
Довольно просторное помещение, около двухсот посадочных мест. Зал заполнен примерно на три четверти. За соседним столиком - две полненькие женщины за 45. Наргиза родом из Бишкека, Гуля - с Иссык-Куля.
- Мы на Лосиноостровском рынке работаем, - рассказывают, вертя в руках стопарики с водочкой. Она здесь дешевле, чем прочий алкоголь. - Раз в два-три месяца бываем на таких концертах.
- Гулька, - закатывая глаза, обнимает подругу Наргиза, - а ведь прям как дома, да?
И таких «островков родины» - среднеазиатских кафе, ресторанов и чайхан в Москве - около сотни.
«ГАСТРОЛИ В МОСКВЕ»
В разделе «Афиша» на интернет-форуме московских киргизов концерты каждые 2 - 3 недели. Стараются не отставать и другие диаспоры. Аналоги Юры Шатунова и Димы Билана из Бишкека и Душанбе бомбят сольными концертами в Гольянове, Отрадном, Медведкове, Таганке, Замоскворечье...
- В среднем на такие концерты приходят от 400 до 1000 человек, - рассказывает мне один из узбекских промоутеров. - Цены на билеты зависят от популярности артиста на его родине. Примерно от 500 рублей. Порой даже рекламы особой не требуется. Просто вешаем объявления на крупных рынках, где много наших. К тому же мигранты уже соцсети активно осваивают.
- А гонорары у знаменитостей из Средней Азии какие?
Мужчина удивленно вскидывает брови.
- А они не берут денег. Чаще всего мы оплачиваем только перелет и гостиницу. Вы что! Им самим интересно бесплатно побывать в столице России, а потом на родине пропиариться: видите, у меня даже в Москве концерты есть! Все затраты более чем окупаются на продаже билетов.
Словосочетание «в Москве» мужчина говорит с придыханием. Это как если бы Николай Басков рассказывал про свои концерты в Лондоне и Нью-Йорке. Как ни крути, а Москва для среднеазиатских народов по-прежнему центр вселенной, столица метрополии, город больших возможностей.
«МЫ ТУТ БОРОЛИСЬ...»
Самое удивительное во всей этой истории успеха шоу-бизнеса в иммиграции - стоимость билетов на концерты. Да, в Москве много среднеазиатских и закавказских бизнесменов, родственников политиков и дипломатов. У них-то деньги есть. Но на концертах далеко не одна элита. Как же остальная мигрантская масса? Мы-то привыкли считать, что гастарбайтеры перебиваются с хлеба на воду. Станет голодный человек платить тысячу рублей за билет на концерт?
- Это ваши стереотипы. Сейчас мигранты зарабатывают столько же, сколько остальные, - говорит таджикский Тимати - Исмаил. - Раз в один-два месяца сходить на концерт за тысячу или две рублей - это не проблема. И моя основная аудитория - это именно мигранты. Потому что в своих песнях я пою об их проблемах, о том, что им близко...
И в наушниках снова звучит речитатив с мигрантским акцентом:
Москва - мегаполис.
Мы тут боролись.
Нас поджимали
они со всех сторон,
но мы не сдались...
КСТАТИ
Москва слезам не верит. Киргизская версия
Мигранты уже и кино собственное снимают! Вышел, например, несколько месяцев назад фильм «7 свиданий», драма. По сюжету приезжает парень из Бишкека в столицу России и окунается в мир новых страстей.
- Фильм мы делали именно для соотечественников, которые сейчас в России живут, - объясняет мне лидер киргизского молодежного движения «Жаны Муун» Искандер. - И первый прокат у нас был в Москве.
Эта киношка в течение недели шла сразу в двух небольших столичных кинотеатрах - в районе ВДНХ и «Семеновской». 4 сеанса в день. По 250 рублей за билет. Говорят, были аншлаги.
А сейчас тот же Искандер с друзьями уже запустил съемки нового фильма «Москва слезам не верит. Киргизская версия». Денег дали серьезные дяди из Средней Азии, имеющие в России собственный бизнес. Это будет история о том, как молодая девушка из Киргизии всем бедам назло делает карьеру в Москве.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Кавказцы - в «Соколиной охоте», корейцы - в «Яре»...
- По моим ощущениям, этот рынок сформировался лет 6 - 7 назад, - говорит управляющий партнер крупного концертного агентства «Ру-Концерт» Кирилл Чибисов. - Но в первую очередь я имею в виду не музыку для гастарбайтеров, а вообще развлечения приезжих. В Москве есть 3 - 4 крупные площадки, на которых проводятся только кавказские мероприятия. «Сафиса», «Еврохолл», «Соколиная охота». Аренда площадок - бешеная, но при этом они расписаны на несколько месяцев вперед. Туда на банкеты и торжества действительно заказывают артистов из кавказских и закавказских республик. Бывает, что коллективы национальных танцев человек по 35 привозят. Цена вопроса мало кого интересует. Знаю, что московские корейцы празднуют обычно в ресторане «Яр». Выходцы из Средней Азии - в своих чайханах. Но все это свой собственный закрытый мирок, где все друг друга знают и даже артистов заказывают через родственников или знакомых. Концертные агентства им не нужны, потому что все договоренности - на словах, без всяких бумаг.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
Таджикский «Танцор диско»
История таджика Джимми - это мигрантский вариант «Золушки». Бывший памирский колхозник Баймурат Аллабердиев (так его зовут по паспорту) приехал в Россию на заработки. Поначалу трудился грузчиком на складе в Коломне, потом перебрался на одну из столичных строек. Отсюда и начался его путь к большой славе. Обедал как-то с коллегами. И тут Баймурат как запоет свою любимую песню из индийского фильма «Танцор диско». Строчку за мужика поет, строчку - тоненьким девчачьим голосом! На подоконнике выстукивает вместо барабанов. Ну местный охранник и начал снимать на телефон. Через несколько дней это видео собрало в YouTube под миллион просмотров! За несколько дней 40-летний таджик стал настоящей звездой, даже в кино российском снимается («Елки», «Последний из Магикян»).
Сегодня Джимми звезда таджикских банкетов и корпоративов. Несколько месяцев назад он женился на русской женщине в Питере, а теперь мотается по концертам между двумя городами.
- На банкетах где-то по 10 - 15 тысяч получается, - говорит Баймурат.
www.kp.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий