Джо Перри, отец-основатель одной из величайших групп мировой рок-сцены, бостонского квинтета Aerosmith, в дополнительном представлении не нуждается. Он заслужил звание «американского Кейта Ричардса» не только своей работой в составе Aerosmith и в роли сольного артиста, но и далеким от ангельского поведением в ранние деньки существования группы, справившей год назад 40-летие карьеры в грамзаписи. Несколько дней назад Aerosmith начали очередное мировое турне, которое второй раз в их карьере приводит группу в Москву и Санкт-Петербург — и накануне концерта в спорткомплексе «Олимпийский» мы не смогли отказаться от заманчивого предложения о личном интервью с Джо. 63-летний герой рок-н-ролла по прежнему считает, что высшая форма существования рок-музыки — это концерт, а виниловая пластинка является неотъемлемой частью группы.
В октябре этого года будет издана ваша книга Rocks: My Life In And Out Of Aerosmith. Что это будет — рок-н-ролльные мемуары, повествование в духе «Джо Перри раскрывает все тайны» или что-то иное?
Это будет совершенно прямолинейная книга, именно, если угодно, рок-н-ролльные мемуары. Ничего особенного лично для меня в ней нет — я просто рассказываю историю своей жизни. Однако книга получилась у меня очень полной и честной, в нее попала масса рассказов о тех ситуациях в моей жизни — и в составе Aerosmith, и вне группы — которые никогда не становились достоянием прессы. У меня часто спрашивают — почему я вообще написал эту книгу? Да я просто почувствовал, что пора публике узнать, что происходило с нами за фасадом пластинок и концертов — и дело было сделано. Правда, я понимал, что мне не хватает литературного опыта, и обратился за помощью к человеку, которому доверяю абсолютно — журналисту Дэвиду Ритцу (David Ritz). Он не просто выступил моим соавтором, но и, так сказать, режиссером — если понимать эти рок-мемуары как видеоклип. Для меня тот день, когда я закончил работу над этой книгой, стал лучшим днем в жизни не упомню уж за сколько лет.
Вы впервые выступали в России в 2007 году, но ни для кого не секрет, что первый приезд Aerosmith в Москву планировался в августе 1989-го на Московском Музыкальном Фестивале мира. Почему он тогда не состоялся?
Я очень хорошо помню эту историю — сперва мы планировались хедлайнерами этого фестиваля, но в результате его закрывали Bon Jovi. Да, наш менеджмент вел активные переговоры с Доком МакГи (Doc McGhee) — он тогда был менеджером Bon Jovi и Mötley Crüe, и мы неоднократно собирались у него в офисе по поводу технических и организационных деталей московского фестиваля. Проблема состояла в том, что Aerosmith в тот момент просто не вылезали из туров и нам было очень и очень трудно состыковать свои концертные графики с этим фестивалем. В конце концов выяснилось, что дата фестиваля несколько сместилась и мы, даже при самой тщательной стыковке трансатлантических перелетов, никак не могли туда попасть. Очень жаль.
Был ли вам известен в 80-е годы масштаб популярности Aerosmith в СССР? И получала ли группа корреспонденцию от своих тогдашних советских поклонников — так же как, скажем, Deep Purple?
Да, мы получали не так уж мало писем от своих русских поклонников во времена железного занавеса — и, честно говоря, были восхищены этим. Мы знали, что наши синглы и альбомы никогда не продавались в Советской России, а письма оттуда все-таки шли. Нам это было лестно и в том смысле, что мы понимали — если Aerosmith знают и любят даже в СССР, значит, мы являемся группой с мировой популярностью. Ведь во времена, когда не существовало интернета, письма от поклонников были единственным средством связи музыкантов и их аудитории. Понятно, что мы получали мешки писем из Америки, Англии, Европы — но из Советского Союза? Удивительное дело! Для нас всегда являлось загадкой, как могут люди из тех стран, где мы никогда в 70-е и начале 80-х не выступали с концертами — Советского Союза или тогдашней Японии, быть поклонниками нашей группы. И мы благодарны именно поклонникам, что именно из-за их преданности Aerosmith случилось невероятное — мы уже второй раз приезжаем в Россию. Я не хочу выглядеть излишне пафосным, но для меня ступить ногой на Красную Площадь — великая честь. Джо Перри в Москве, на Красной площади? В это трудно поверить, но это так. Aerosmith всегда старались открывать для себя новые страны… И наша группа верит, что рок-н-ролл является великим средством объединения людей.
Ваше мнение о российской рок-аудитории? Есть ли отличия от других стран?
С моей точки зрения, рок-поклонники во всем мире — примерно одинаковые люди хотя бы просто потому, что они слушают одни и те же песни, смотрят одни и те же видеоклипы и концертные видео, и ходят на одни и те же шоу мировых туров. Да и цель у поклонников во всем мире одна — как следует поразвлечься на рок-концерте. А раз так, то наша цель — выйти и сыграть совершенно незабываемый концерт. Нам нет разницы, в какой стране играть — рок-н-ролл не преследует никаких политических целей. Мы просто даем своим поклонникам то, чего они ждут от нас. Очень отличается от всех остальных японская аудитория: поскольку Япония — это страна очень «тихой», я бы сказал, культуры, то они очень спокойно реагируют на первые песни в концерте. Тихо похлопали десять секунд — и хватит… В такой ситуации очень трудно установить энергетический контакт с публикой, и на первых концертах в Японии мы даже спрашивали тамошнего промоутера: «Что происходит? Публика недовольна нашими выступлениями?» Только на втором-третьем концерте в Японии нам обычно удается раскачать аудиторию в той же мере, как это происходит во всем мире.
Если группе Aerosmith будет суждено выпустить еще один альбом, каким будет его звучание и что он будет представлять из себя по материалу?
Сложный вопрос! У меня нет никаких ни представлений, ни догадок об этом. Такой уж я человек — дальше ближайшего концерта Aerosmith свои творческие планы не строю. Мы еще не начали писать новых песен и даже не представляем, какие они получатся. Конечно, нельзя планировать альбом настолько заранее — в рок-н-ролле многое, если не всё, зависит от того, в каком настроении ты пишешь песни, и что тебе обеспечивает это настроение — пиво, кофе или сигареты! На наши песни очень сильно влияет и опыт наших мировых турне — встречи с разными людьми, публика на концертах в разных странах… Поэтому я не буду загадывать на будущее и строить прогнозы. Только время покажет, каким будет новый альбом Aerosmith.
Нет ли у Aerosmith планов записать еще один альбом кавер-версий и просто любимых песен музыкантов в духе альбома «Honkin' On Bobo» (2004)?
Мы записывали «Honkin' On Bobo», чтобы доказать и поклонникам и самим себе, что мы не оторвались от блюзовых и рок-н-ролльных корней. Работу над этим альбомом я вспоминаю с огромным удовольствием, все шло очень легко и просто: мы импровизировали в студии, сами отбирали материал на альбом, в значительной степени сами продюсировали его — и на нас никто со стороны издателей не давил. Уж и не знаю, удастся ли нам когда-нибудь повторить подобный опыт — мы же не молодые… Запись «Honkin' On Bobo» была своего рода музыкальной терапией — играя кавер-версии композиций великих блюзменов, мы возвращались в те времена, когда Aerosmith был молодой начинающей группой.
Aerosmith оказался одной из групп, которые определили понятие «арена-рок». Как это получилось?
Мы просто оказались одной из первых рок-групп, игравших стадионные шоу. Когда шок от первой волны британского вторжения — The Beatles и The Rolling Stones — у публики прошел, она захотела не просто новой музыки, а мощного концертного звука и запоминающегося шоу. А после фестиваля в Вудстоке и бизнесмены поняли, что выступления рок-групп на больших площадках — очень выгодное дело. Почти каждая группа, выступавшая в Вудстоке, стала в скором времени арена-роковой группой. В начале 70-х, когда группы только начали играть на аренах и стадионах, это была своего рода вторая рок-революция, музыканты начали применять большие звуковые системы, строить световые шоу и использовать различные сценические эффекты. Мы просто оказались в нужном месте в нужное время — когда Aerosmith в первой половине 70-х подоспело время из клубов и театральных залов перебираться на арены, арена-рок был немыслимо модным. А мы со своей громкой музыкой просто хорошо вписались в этот стиль.
Какой формат аудионосителя кажется вам оптимальным на фоне современной цифровой революции в интернете и одновременно неожиданного возрождения интереса к винилу?
Я отношусь к тому поколению, которое считает, что альбом — это часть группы, его записавшей. И даже не в творческом смысле, а прямо в физическом, понимаешь? Поэтому для меня оптимальный вариант, конечно же, виниловая грампластинка. Ты и сам помнишь, какое это волшебство — слушать пластинку, переворачивать ее, рассматривать обложку и читать информацию на ней, в том числе послания от музыкантов… Компакт-диск в этом смысле много хуже, а слушать музыку из интернета — это все равно, что слушать мертвого исполнителя. Но если ты слушаешь уже ушедшего от нас музыканта на виниле, такого ощущения не возникает! Правда, масса людей, слушающих альбомы на, скажем, SoundCloud просто не понимают, чего они лишены. У них нет этого ощущения общения с музыкой напрямую: вот она, пластинка, в моих руках. Теперь-то все не так — ты здесь, а музыка — на каком-то далеком сервере, а что такое обложка от пластинки, многие просто не знают. Молодым же исполнителям из-за всех этих пиратских скачек и онлайн-прослушиваний не получить нормальных авторских отчислений, и они в жизни сводят концы с концами. На нас это не влияет, мы-то в свое время хорошо поторговали и синглами, и альбомами. Впрочем, нашим издателям вся эта история с музыкой в интернете тоже не нравится.
В чем причина творческого долголетия группы Aerosmith?
Мы верим в силу настоящего рок-концерта и выкладываемся на сцене полностью. Пусть люди говорят, и говорят еще с 50-х годов, что рок-н-ролл — это просто шум. Нет, с нашей точки зрения рок-н-ролл — это самая энергичная форма музыки, и оценить ее можно только на концерте. Одно дело, когда ты слушаешь дома студийную запись или смотришь видеоклип — всё это только первое знакомство с группой. По-настоящему ты узнаешь группу только тогда, когда идешь на ее концерт, когда между тобой и музыкантами на сцене устанавливается контакт и мощное энергетическое взаимодействие. Aerosmith, скажу прямо, является одной из тех групп, которая умеет установить такой контакт с первых аккордов. Вот за это нас и любят, поэтому билеты на концерты наших турне распродаются молниеносно. А раз нас хотят видеть — то мы на сцене, и уже более 40 лет!
Будучи поклонником старого классического блюза, как вы представляете себе себя и свою жизнь после прекращения деятельности Aerosmith, которая случится рано или поздно? Как старого блюзмена?
Я не считаю, что Aerosmith прекратит свою деятельность прямо в ближайшее время. В любом случае в моей жизни найдется место музыке, но вряд ли это будет тихий и безопасный блюз. Я не зря назвал один из своих сольных альбомов в начале 80-х «Once A Rocker, Always A Rocker» («Рокер раз и навсегда»). Ведь это же я про себя так сказал!
lenta.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий