21 июня 2014, 19:10
Отвод судье заявил адвокат Абусупьян Гойтаев, представляющий на процессе в Мосгорсуде интересы одного из подсудимых по делу о свержении конституционного строя в РФ. Коллегия судей ходатайство не удовлетворила.
Как сообщал «Кавказский узел», в ноябре 2012 года в московском регионе было задержано около семидесяти человек, подозреваемых в участии в организации "Хизб ут-Тахрир", деятельность которой запрещена на территории России. Около пятидесяти из них были отпущены в день задержания. До двадцати человек оставались в отделах полиции в течение двух суток. В последствии всем им были предъявлены обвинения. Около 15 дел было выделено в отдельные производства, обвиняемые осуждены за экстремизм, участие в запрещенной организации и приговорены к различным штрафам в размере от 60 до 150 тысяч рублей. Четверым из них было предъявлено обвинение по ч.1 ст.30 ст.278 УК РФ (подготовка к насильственному захвату власти – прим. «Кавказского узла»).
Процесс по делу начался 2 июня. На скамье подсудимых находятся четверо мусульман – двое дагестанских врачей Сайпулла Курбанов и Шамиль Исмаилов, а также двое неработающих уроженцев Средней Азии - Закриллохон Рахмонходжаев и Азизбек Инамов.
Подсудимые обвиняются в незаконном хранении оружия, участии и организации запрещенного сообщества, содействии террористической деятельности, подготовке к насильственному захвату власти.
На данный момент идет изучением доказательств обвинения, допрошено три сотрудника силовых структур, участвовавших в задержании обвиняемых, четверо засекреченных свидетеля и основной свидетель обвинения, уроженец Республики Ингушетия, Тимур Мальсагов, заключивший сделку со следствием на стадии предварительного расследования, потому получивший условный срок в четыре года по обвинению в участии в запрещенной организации и подготовке к попытке свержения Госстроя.
13 июня был допрошен третий засекреченный свидетель, который дал показания, что существуют три этапа строительства халифата, о которых при встречах рассказывал руководитель организации Азизбек Инамов.
Свидетель пояснил, что существует «третий этап, где возможен вооруженный захват власти». При этом свидетель добавил, что обвиняемые находились на второй стадии – «этапе призыва».
Гайтаев: позиция обвинения шаткая и юридически не обеспеченная
Адвокат Абусупьян Гайтаев не усматривает в показаниях свидетеля доказательств вины своего подзащитного.
«Он фактически сказал, что Инамов рассказывал о каком-то третьем этапе, который когда-то будет. Но даже он не озвучил никакой конкретики, необходимой для состава 278 ст. УК РФ (Насильственный захват власти или насильственное удержание власти). Единственное, что он сказал, судя по всему, не без совета, что слышал, как Инамов дал указание Рахмонходжаеву купить гранату. Непонятно при этом, для чего ему нужна одна граната», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Гайтаев.
На вопрос адвоката, слышал ли он от обвиняемого Курбанова призывы к насилию, либо какое-то намерение к действию, свидетель обвинения ответил отрицательно.
«Ни от кого он ничего не слышал, кроме того, что есть некий «третий этап», который в будущем может быть возможен. Это сплошной абсурд», - уверен адвокат.
Общение с засекреченными свидетелями происходит посредством аудиосвязи, с изменением голоса. Сами свидетели находятся при этом в соседних помещениях. Адвокаты имеют возможность задавать им вопросы.
Защита считает, что суд предвзят, в связи с чем адвокат Гайтаев заявил отвод судье Гученковой и был поддержан другими адвокатами, участвующими в процессе.
«Судья некорректно отводит вопросы, которые задаются по существу. У всех адвокатов она требует, каждый вопрос начинать со слов «известно ли вам…». Понятно, что хочет в желательном для нее ключе вести процесс, но все смотрится пристрастно, некрасиво», - говорит Гайтаев.
Он заявил отвод судье, но коллегия судей приняла решение, что судья Гученкова может продолжить процесс.
Сам адвокат считает, что до настоящего времени из заявленного нет ни одного юридически достаточного элемента для квалификации действий обвиняемых по статье 278 УК РФ.
«Здесь не прозвучало пока ничего, кроме того, что есть гипотетическая, программная возможность захвата власти, где-то даже не в России, а на мусульманской территории, при определенных условиях. Но как ее применить к России, если при отсутствии какого-либо действия может образоваться состав преступления? Это невозможно, потому что это всего лишь теоретическая мечта», - сказал Гайтаев.
«Когда сегодня судья говорит, что им вменяется приготовление - я спрашиваю, разве это не действие? Это действие, направленное на подготовку к преступлению, приискание средств, людей, все это действия. А то, что ты думаешь, в голове твоей какие-то мысли - это не является действием, потому нельзя подводить под суд. Здесь отсутствие логики и непонимание того, что делается, потому что не может быть, чтобы юрист не понимал, что приготовление – это совершение действия», - считает адвокат.
Гайтаев называет позицию обвинения «юридически шаткой и не обеспеченной доказательствами». «Упоминается совершенно непрофессиональная уфимская экспертиза, что во всей литературе присутствуют призывы. Это настоящий бред и это абсолютно непрофессиональная экспертиза, потому мы будем требовать вызова в суд экспертов», - сказал адвокат.
Адвокат не видит четкости даже в вопросе членства в запрещенной организации.
«С 2009 года по 2012 год за ними следили, они встречались и обсуждали литературу, больше нет ничего. Они все время обсуждают эти книги, Барака Обаму, все что угодно, но явно не захват власти, тем более в России, которую обсуждают меньше всего», - сказал адвокат.
«Вроде бы все говорили, что не отрицают [своего участия], с другой стороны говорят, вроде бы участвовал, обсуждал, но фактически не являлся членом. Даже в части участия не было четкости», - заключил в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» Абусупьян Гойтаев.
Васильев: нарушается принцип состязательности сторон
В ходе процесса нарушается принцип состязательности сторона, считает адвокат Илларион Васильев.
Адвокат представляет интересы Шамиля Исмаилова, обвиняемого в участии в запрещенной организации экстремистского характера, в организации московской ячейки «Хизб-ут-Тахрир» и покушении на насильственное изменение конституционного строя РФ.
«Отвод мы поддержали, потому что практически все вопросы Гайтаева отводились безапелляционно. Он не смог задать за весь процесс практически ни одного вопроса. Отводятся и многие наши вопросы, мы поставлены в очень жесткие рамки, работая четыре дня в неделю, практически без перерывов, весь день в суде. У нас нет возможности пообщаться с нашими подсудимыми до следующего заседания. Предоставленная для общения с подзащитными пятница является коротким днем в Лефортово, куда из-за очередей очень сложно проникнуть, потому мы не имеем возможности согласовать с ними свою позицию. В итоге, когда обвиняемые начинают задавать свидетелям свои вопросы, их отводят, потому что они юридически неправильно поставлены. Может быть это и так, но лишь потому, что их никто не готовит к этим вопросам, естественно, они будут ошибаться», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Илларион Васильев.
На данный момент обвинение окончило представлять свои доказательства, все изучено, пояснил он.
«Теперь по порядку, установленному судом, слово предоставляется подсудимым. В понедельник [23 июня] они будут давать показания, и тогда мы узнаем, что их предъявленного обвинения они признают, а что нет», - сказал Васильев.
«Мой обвиняемый по роду деятельности врач. В одном из вменяемых ему эпизодов утверждается, что он находился в Москве и участвовал в деятельности запрещенной организации, в то время, когда он находился у себя дома в Махачкале. В Москву же он приезжает учиться в аспирантуре, пишет кандидатскую диссертацию», - рассказал адвокат.
Обвинение: организация пыталась установить халифат на территории России
В обвинительном заключении, на оглашении которого в начале процесса настоял адвокат Гайтаев, приводились, в том числе, документы переписки между дипведомствами Узбекистана и РФ от 1999 и 2000-х годов о деятельности организации «Хизб-ут-Тахрир».
Однако сторона защиты возразила и заявила суду ходатайство об исключении данных документов из материалов обвинения, как не относящихся к уголовному делу.
Основной свидетель обвинения, Тимур Мальсагов, ранее уже осужденный условно за попытку свержения Госстроя и участие в запрещенной организации сказал, что все подсудимые являются членами и руководителями запрещенной организации.
Он также сообщил, что несколько лет назад слышал сам, находясь на собрании, что руководитель [Инамов] заявил «о необходимости переходить к активным действиям».
При этом на вопрос адвоката, о чем идет речь, свидетель признал, что речь идет не о России, а о необходимости ограничиться мусульманскими, арабскими странами, говорящими на арабском языке.
Следствие полагает, что начиная с 2003 года и до момента задержания сотрудниками УФСБ, Азизбек Инамов вступил в организацию «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), действующую на территории Москвы.
Целью организации, как считает следствие, было «устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского Халифата» в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ».
По версии следствия, деятельность организации, в которую вступил Инамов и вовлек в нее остальных участников, заключалась «в осуществлении террористической деятельности, основными формами которой являются воинствующая исламская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников и целенаправленная работа по внесению раскола в общество».
«Имея умысел на насильственный захват власти, на изменение основ конституционного строя в Российской Федерации, в том числе в г. Москве, участвуя и проводя агитационные собрания, с использованием идеологии организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») о поэтапном построении системы государственного устройства теократического унитарного государства – «Всемирного Исламского Халифата», используя приобретенные специальные познания и агитационные навыки, позволяющие приискивать и последовательно склонять новых лиц к участию в ее деятельности, организовал и руководил деятельностью указанной организации состоящих из крупных структурных подразделений до ее пресечения и задержания основных руководителей и участников», - говорится в обвиниетльном заключении.
В обвинительном заключении говорится, что Азизбек Инамов создал разветвленную структуру подразделений организации, обособленных по национальному признаку и «состоящих в отдельности из уроженцев республик Северного Кавказа и уроженцев Средней Азии».
«Данные подразделения, действующие на территории г. Москвы, созданы для разработки планов и создания условий в целях насильственного захвата власти и насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации путем нарушения государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, упразднения существующих органов государственной власти и присвоению властных полномочий руководителями организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»)», - настаивает гособвинение.
С этой целью указанная группа лиц организовывала конспиративные встречи, аккумулировала финансовые ресурсы для издания агитационных материалов, приобретения оружия, вовлекая в деятельность организации новых членов, в том числе имеющих навыки обращения с оружием, таких как военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, считают представители следствия.
Хамроев: все обвинение построено на сфабрикованных показаниях
Судебный процесс по делу является необъективным, считает представитель Правозащитного центра «Мемориал» Бахром Хамроев, занимающийся вопросами Центральной Азии и ислама.
«Все обвинение построено на сфабрикованных показаниях допрошенных пяти скрытых свидетелей. Судья ведет себя абсолютно предвзято, отводя все вопросы адвокатов. Судья, обращаясь к обвиняемым, называет их по номерам, даже не называя фамилии. Стоит ли в такой ситуации говорить об объективности?», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Бахром Хамроев.
В случае вынесения обвинительного приговора по делу «будет допущена не только правовая ошибка, но и политическая», считает Хамроев.
Показания основного свидетеля обвинения Тимура Мальсагова были получены под давлением, отметил Бахром Хамроев.
«Свидетеля привозит и увозит из зала суда спецназ, в то время, когда он не является арестованным. Мальсагов читал все показания по бумажке, он ни слова не сказал по памяти. И даже при этом он отметил, что не слышал, что обвиняемые собирались силовыми методами захватить власть в России. Нам представляют свидетелей обвинения, которые не могут своими словами изложить собственную позицию, читают по каким-то тетрадям, начинают терять нить происходящего, когда им задают наводящие вопросы, а некоторые с трудом вообще говорят на русском и даже не понимают, что у них спрашивают», - заключил Хамроев.
На данный момент суд исследовал доказательства стороны обвинения, представлены свидетели, изучены видео-материалы. 23 июня суд планирует приступить к исследованию позиции обвиняемых, предоставив им слово.
Автор: Магомед Туаев; источник: корреспондент "Кавказского узла"
www.kavkaz-uzel.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий