В Гамбурге, Нью-Йорке, Амстердаме, Париже и многих других мегаполисах набережные уже давно стали местом притяжения, «главной улицей города». Власти этих городов поняли, что это один из самых простых способов сделать жизнь в мегаполисе более комфортной, изменить ситуацию в корне за короткое время. Осознали это и московские чиновники. Шутка ли: площадь набережных Москва-реки составляет не много ни мало 10 400 га, а вместе с зеркалом воды это 10% от территории всего города в черте МКАД. Важно понимать, что все эти земли находятся не где-то на окраине, а в самом центре Москвы, и если, скажем, в Москва-Сити или Храме Христа Спасителя житель столицы за свою жизнь может ни разу не побывать, то на набережную он обязательно выйдет, и не один раз.
Уныние и Кремль
Что из себя представляют сегодня московские набережные? Вдоль них тянутся бесконечные промзоны и дороги, по которым мчатся машины; По узким тротуарам идут люди и едут велосипедисты, причем иногда разойтись у них получается с трудом; Чтобы спуститься к воде, нужно несколько километров идти вдоль берега в поисках пристани; Пристани эти сделаны из серого, унылого камня, на них нет ни скамеек, ни кафе, ни ресторанов, и посидеть здесь чаще всего можно только на холодных ступеньках; Вообще унылые, отвесные набережные уже давно стали символом Москвы: они видны на всех фотографиях Кремля; Река сегодня это преграда, которую пресечь бывает довольно трудно, хотя мосты в столице никто не разводит: от одной переправы до другой в некоторых случаях нужно идти больше 13 километров; Рядом с одним из самых современных и дорогих бизнес-центров мира «Москва-Сити» находится заброшенный порт; Вот уже несколько поколений жителей первопрестольной не представляют себе, каково это: пройти вдоль реки весь город, потому что это довольно трудно и приятного в этой прогулке будет мало. Этот список можно продолжать очень долго.
Город-порт
1 августа 2014 года московскими властями был объявлен конкурс, в котором участвовало 216 команд из разных стран, объединенные в 45 консорциумов. В финал вышли шесть претендентов, а 11 декабря мэр Москвы Сергей Собянин объявил победителя: им стало российское архитектурное бюро «Проект Меганом», и теперь мы можем представить, каким будет город через 10, 20 лет, и каким его увидят наши дети.
Смысловым ориентиром концепции «Меганома» послужил образ порта: река должна стать полноценной транспортной артерией, что касается как пассажирских маршрутов, так и грузоперевозок: перекладывать весь этот траффик на дороги города по мнению создателей проекта нецелесообразно. Всего в Москве планируется создать 11 «портов будущего» городского значения и 26 — районного.
Разработана особая система очистки воды, причем как техническими средствами, так и при помощи растений, которые будут высаживаться прямо в воду. Вообще озеленению берегов уделено особое внимание: прогулочные зоны предполагается отделять от проезжей части посадками деревьев.
Главный приоритет будет отдан пешеходному движению и общественному транспорту, а дороги сузят до двух полос, ограничат скоростной режим. Гранитных набережных город лишится практически полностью: почти во всей Москве можно будет свободно спуститься прямо к воде. Кроме того, «Меганом» предлагает часть берегов главной столичной реки «натурализировать», то есть, сделать их «природными», а также создать несколько зеленых островов.
Пилотные проекты
Конкурс предусматривал детальную разработку трех набережных. Этими зонам стали Строгинская пойма, территория в районе делового центра Москва-Сити и Технопарк ЗИЛ. Именно с них в в 2017 году начнется реализация проекта.
В Строгинской пойме будет организован огромный спортивный кластер, разбитый на 6 различных зон, которые соединят «Спортивным озером», по которому будут налажены регулярные пассажирские перевозки. Здесь будет множество спортплощадок и физкультурно-оздоровительных комплексов. Согласно обещаниям властей, вход в центр будет свободен, и платить будет нужно только за определенную услугу.
Реновация набережных промзоны ЗиЛ будет проходить в рамках комплексной застройки этих территорий. В данный момент промзона разбита на несколько частей, застройкой которых занимаются разные компании. Здесь появятся офисные, жилые здания, торговые центры, кинотеатры и многое другое. Набережные будут общедоступными, и их реорганизация пройдет на средства компаний-застройщиков.
В Москва-Сити из-за нехватки парковочных мест предполагается создать подземную парковку, а над ней — общественную зону оранжевого цвета. Также здесь будет создан огромный порт. В Мневниковской пойме, где построят парламентский центр, разобьют 10 парков, создадут масштабную площадь и городской район, в котором будет ограничено автомобильное движение. В южной части острова будет располагаться жилая застройка, а событийный центр этой территории образует порт, находящийся рядом с главной площадью.
3 этапа, 20 лет
О том, как будут выглядеть остальные набережные, можно сделать вывод, рассмотрев предложения других финалистов: по заверениям жюри, в процессе работы они могут быть также использованы. Всего проект рассчитан на 20 лет и разделен на 3 этапа. В 2015 году будет представлена окончательная концепция развития реки, в 2017-м году будут реализованы те проекты, которые уже имеют финансирование, а к 2035 году — все остальные. Первые изменения жители столицы смогут почувствовать уже через 3-5 лет.
К реорганизации набережных можно относиться по-разному, но совершенно точно: наряду с воссозданием храма Христа Спасителя, строительством Москва-Сити и моста через Керченский пролив, этот огромный проект станет символом нашей эпохи.
www.aif.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий