пятница, 13 февраля 2015 г.

Каким будет новый монумент жертвам репрессий в Москве?

Новый монумент жертвам политических репрессий может появиться в Москве уже в следующем году, заявил глава департамента культуры мэрии Москвы Сергей Капков.

Поручение о возведении памятника дал президент России Владимир Путин после встречи с членами Совета по правам человека в октябре прошлого года.

Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме во вторник одобрила создание памятника на на перекрестке проспекта Сахарова и Садового кольца. Теперь Музей ГУЛАГа объявляет открытый конкурс на проект монумента, в котором смогут участвовать архитекторы, скульпторы, художники и дизайнеры со всех стран мира.

Однако на пресс-конференции, посвященной началу конкурса, разгорелась дискуссия о том, кто должен финансировать строительство памятника. Представитель Общественной палаты заявил, что сооружение должно быть в полной мере "народным", с чем категорически не согласились правозащитники.

"Сажало-то государство", - подчеркнула глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, но отметила, что у граждан России или других стран, которые хотят почтить память пострадавших от репрессий родственников, должен быть шанс пожертвовать деньги.

Обсуждение будущего монумента проходит на фоне роста поддержки фигуры Иосифа Сталина в обществе, а также продолжающихся инциатив КПРФ установить в Москве ему памятник, а также вернуть на Лубянку статую Дзержинского.

Инициаторы возведения монумента жертвам политических репрессий считают, что смогут найти такой проект, который никого не обидит и послужит началом общественной дискуссии о тяжелом периоде советской истории.

Дополнение "Соловецкому камню"?

"Единого общенационального монумента, посвященного памяти жертв политических репрессий, возведенного от имени государства и соответствующего масштабам трагедии, до сих пор нет", - констатируют инициаторы установки памятника на сайте, посвященном конкурсу.

На сегодняший день памятники жертвам политических репрессий есть в нескольких городах России, где они, как правило, устанавливались за счет пожертвований или на средства местных властей. В Москве такой монумент, известный как "Соловецкий камень", был установлен в 1990 году на Лубянке обществом "Мемориал" и Моссоветом.

Претендовать на статус общенационального он не может, считают в инциативной группе, которая охватывает широкий спектр общественных деятелей, включая, например, редактора "Новой газеты" Дмитрия Муратова и режиссера Станислава Говорухина.

Идея возвести общенациональный памятник возникла даже не после распада СССР, а еще после XX съезда КПСС, говорили правозащитники на пресс-конференции в среду. Как с иронией выразился руководитель общества "Мемориал" Арсений Рогинский, между появлением идеи и воплощением "и 60 лет не прошло". По его словам, установленный "Мемориалом" памятник на Лубянке был лишь "небольшим вкладом".

Вопрос возведения нового монумента на встрече Путина с СПЧ поднял профессор Высшей школы экономики Николай Караганов. По его словам, страна и русский народ не могут полноценно развиваться и в полной мере уважать себя, "не увековечив память многих миллионов лучших своих сыновей и дочерей, ставших в прошлом, страшном для нас веке, жертвами политических репрессий".

"Конечно, странно, что у нас здесь, в Москве, до сих пор не решен вопрос с увековечиванием этих жертв. Надо, конечно, это сделать", - сказал тогда Путин, который сам никогда не участвовал в мероприятиях возле Соловецкого камня.

Президент позже дал поручение установить новый памятник, а правозащитников пригласили в администрацию президента для консультаций с Вячеславом Володиным. Как отметила Людмила Алексеева, без распоряжения президента "такой вопрос не был бы решен".

Открытый конкурс

Инициаторы установки памятника подчеркивают, что это не обязательно должна быть статуя. На строительство монумента выделен почти гектар земли, из-за чего проект может быть более масштабным.

"Это лучшее место, центральное, находится на проспекте Сахарова, что само по себе символично", - отметил Капков.

Московский Музей ГУЛАГа, который будет проводить конкурс на проект памятника, начнет принимать заявки в четверг. 12 мая жюри, в которое войдут члены инциативной группы и эксперты в сфере архиктертуры, определит шорт-лист из 10 лучших проектов, после чего все проекты, в том числе десятка финалистов, будут представлены широкой публике на выставке в музее.

На втором этапе конкурса авторы 10 лучших проектов представят модели предлагаемых сооружений. Победитель станет известен 30 октября 2015 года - в день памяти жертв политических репрессий.

Чтобы стимулировать активное участие в конкурсе, организаторы пообещали денежные премии в размере до 350 тысяч рублей авторам трех лучших проектов. Предусмотрен также приз зрительских симпатий, но на выбор проекта, который будет реализован, влияние широкой общественности решили ограничить, заявил Капков.

"Я настаивал на том, чтобы не было широкого общественного обсуждения. Мы в мэрии часто проводим такие конкурсы и знаем, что как есть графоманы в литературе, так есть и графоманы в архитектуре", - сказал он, подчеркнув, что проект памятника будет выбран с участием профессионалов.

По словам Капкова, монумент может быть возведен уже к 30 октября 2016 года.

Народ или государство?

Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов подчеркнул, что для инициативой группы администрация президента - партнеры, но главную роль в установке памятника должны сыграть граждане, чьи родственники были репрессированы.

"Я считаю, что это должен быть народный памятник, нужно организовать сбор средств. Я уверен, что бизнес, предприятия и граждане поучаствуют", - сказал Бречалов, уточнив, что у него самого семья пострадала от репрессий.

С ним категорически не согласилась Людмила Алексеева.

"Львиная доля должна быть государства, а граждане, которые хотят в этом поучаствовать в знак памяти о своих расстрелянных, попавших лагеря и погибших там близких, - конечно надо им дать такую возможность. Но, простите, сажало-то их государство! И расстреливало-то их государство! Почему люди должны..?" - возмущенно заявила Алексеева, перейдя едва ли не на крик.

Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова впоследствии уточнила, что, по предварительным планам, основное финансирование должно предоставить государство. Каков будет точный механизм сбора пожертвований и какую долю они составят от общей стоимости установки монумента - станет известно позже.

К сбору пожертвований и в конкурсу проектов монумента должны быть допущены граждане не только России, но и других государств, поскольку люди, которых затронули репрессии в СССР, живут во многих странах, предложила Алексеева. Если будет собрано больше средств, чем необходимо, правозащитница предлагает направить их на помощь еще остающимся в живых людям, лично пострадавшим от репрессий.

В свою очередь Памфилова предложила частично направить эти деньги в другие страны, поскольку в России, по ее словам, "хотя бы какая-то" помощь репрессированным есть, а в других странах нет. Это утверждение неверно хотя бы отчасти: например, в Эстонии репрессированным положены пособия на лечение и надбавки к пенсии.

Согласно действующему в России закону "О реабилитации жертв политических репрессий", лицам, лишенным свободы или помещенным на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выплачивается единовременная компенсация из расчета 75 рублей за каждый месяц в заключении, но не более 10 000 рублей.

"Разве это помощь?! Эти люди очень плохо живут", - отреагировала Алексеева на заявление Памфиловой.

КПРФ хочет памятник Сталину

Как рассказала Алексеева, в инициативной группе высказывалась идея увековечить память жертв политических репрессий на бывшем месте памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади.

"Поскольку общественность у нас вменяемая, мы обсудили и решили, что это было бы слишком хорошо для одной части общества и слишком обидно для другой. А надо так, чтобы не было у этого памятника противников", - отметила она.

Ранее депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Иван Мельников передали в Мосгоризбирком комплект документов по проведению в городе референдума, на котором он предлагает задать вопросы о восстановлении памятника Дзержинскому, а также переименования одной из площадей в Сталинградскую с последующей установкой на ней памятника Сталину.

"Странно и даже дико, что человеку, который почти 30 лет руководил страной, нет памятника в Москве. Это даже не идеологический вопрос, это во многом вопрос восстановления исторической логики", - сказал Мельников Интерфаксу.

Как заявил Рогинский, ставить памятник Дзержинскому в правовом государстве - это "безумие", поскольку тот был идеологом внесудебных расправ и "символом антиправа".

"Что касается Сталина, то это очередная эпатажная идея КПРФ. Это попытка, обреченная на провал", - продолжил правозащитник.

Капков выразил уверенность, что ни у той, ни у другой инициативы коммунистов нет шансов пройти процедуру установления памятников. В свою очередь глава комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Лев Лавренов сообщил, что такие предложения они рассматривают регулярно, до сих пор ни разу их не одобрив, и посоветовал коммунистам "не дразнить гусей".

Как показал недавний опрос "Левада-центра", 52% россиян считают, что Сталин сыграл положительную роль в жизни страны, причем рейтинг его поддержки достиг максимальной отметки за все годы замеров.

"Вообще этот памятник не про Сталина, и не про Ленина, при котором все эти массовые репрессии начались, и не про Хрущева, который с одной стороны, действительно, хотел поставить памятник, а с другой стороны при нем продолжалась практика арестов по политическим мотивам, - заявил Рогинский. - Памятник не про это. Памятник про нашу память по отношению к жертвам".

Инициаторы установки памятника жертвам политических репрессий признают, что в обществе существует раскол в оценках этого периода истории. При этом, по словам Рогинского, памятник поможет начать общественную дискуссию - в частности, о том, почему такие методы управления страной стали возможны.

"Нам очень хочется, чтобы из-за памятника никто не поссорился", - подчеркнул Капков.



www.bbc.co.uk

Комментариев нет:

Отправить комментарий