Авария в Московском метро 15 июля. Огромное количество жертв и пострадавших. Первый вопрос, который возникает: снова теракт? Нет. Официальная информация: авария произошла в результате резкого торможения электропоезда. Халатность? Человеческий фактор? Разлаженность работы многочисленных служб метрополитена? Уже ведется прокурорская проверка, арестованы первые подозреваемые. Конечно, будут выяснены причины, найдены виновные, составлены многочисленные документы о ходе и результатах расследования. Только снова возникает вопрос: почему при постоянном техническом переоснащении, регулярно проводимых ремонтных и регламентных работах, получении более чем достаточного финансирования аварии стали происходить чаще?
«Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» - государственное унитарное предприятие, 22 подразделения которого отвечают за его функционирование. Вот далеко не полный перечень всех подразделений Московского метрополитена: служба тоннельных сооружений, служба пути, служба движения, служба безопасности, служба электроснабжения, электромеханическая служба, служба материально-технического снабжения, отдел пожарной охраны.
Московский метрополитен относится к транспортным предприятиям повышенной опасности, это обусловлено большим пассажиропотоком и сложной системой инженерных сооружений. Для обеспечения технической безопасности существуют специализированные подразделения метро, с численностью персонала около 1000 человек, которые занимаются ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, устранением технических неисправностей и содержанием технических средств метро. Периодически проводятся учения по координации взаимодействия работников метрополитена и экстренных служб города. И, тем не менее, практически каждый год, начиная с 90–х годов, в метро происходят крупные аварии?
Сегодня в СМИ говорится о денежных компенсациях, которые обещает Правительство Москвы пострадавшим: семьям погибших в метро по 1 млн. рублей, а пострадавшим — по 500 тыс. рублей компенсации. Не исключено, что мэрия продумает дополнительные меры социальной поддержки и окажет адресную социальную помощь родственникам погибших и пострадавшим.
И ранее, в случаях терактов и катастроф государство оказывало дополнительную материальную помощь пострадавшим и их семьям. Родственники погибших 29 марта 2010 года во время теракта в московском метро получили от федеральных и столичных властей компенсации. Распоряжением Правительства тогда были выделены правительству Москвы средства для выплаты единовременной материальной помощи семьям погибших и пострадавшим в результате теракта в Москве из федерального бюджета в виде дотации. Кроме того, бывший в то время премьер-министром, Владимир Путин подписал распоряжение, в соответствии с которым семьям погибших выплачивалось по 300 тысяч рублей единовременного пособия из резервного фонда правительства. Кроме того, в соответствии с тем же документом семьям погибших выплачивалось по 18 тысяч рублей на погребение, лицам, получившим тяжелые и средние травмы, - по 100 тысяч рублей, получившим легкие, - по 50 тысяч рублей.
Также есть информация о страховой выплате за возмещение вреда жизни и здоровью пострадавшего пассажира в сумме 2 миллиона рублей.
Разъясним подробнее – на основании каких законов, и каким образом пострадавшие могут получить положенную страховую компенсацию. С 1 января 2013 года действует Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». В случае причинения при перевозке метрополитеном вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, обязано выплатить выгодоприобретателю (пострадавшему) компенсацию в порядке и на условиях, которые установлены законом. Согласно закону выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение компенсации, должен направить юридическому лицу – ГУП «Московский метрополитен», осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, составленное в произвольной форме письменное заявление о выплате компенсации и документы, определенные Банком России. Полный перечень документов указан в «Правилах оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров».
Важным в перечне является документ о произошедшем событии, который составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении каждого потерпевшего. Этот документ обязательно должен быть заверен подписью должностного лица и печатью. Если такой документ отсутствует, то может быть предоставлена справка о происшествии, составленная представителем органа внутренних дел при наличии пострадавших, или справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи, о проведенных обследованиях, диагнозе, месте и времени обращения за медицинской помощью, составленная с учетом информации, отраженной в карте вызова скорой медицинской помощи.
Согласно статье 27 закона пострадавшим положена предварительная компенсация, которая должна быть выплачена в размере 100 тысяч рублей в течение трех рабочих дней после подачи письменного заявления о выплате компенсации. К заявлению обязательно должен быть приложен документ медицинской организации, подтверждающий предварительные сведения о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего, с указанием полученных потерпевшим травм и увечий. Полная величина ущерба определяется позже на основании всех впоследствии предоставленных документов.
Думается, что данная информация поможет пострадавшим и их родственникам разобраться в порядке оформления документов на получение положенной по закону компенсации.
На сегодняшний день в России отсутствует закон об обязательном личном страховании пассажиров от несчастного случая. Данный вид страхования существовал ранее в России в обязательной и добровольной формах. Пассажиры железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного и электротранспорта, кроме внутригородского, обязаны были страховать жизнь и здоровье от несчастного случая. Однако, обязательное личное страхование в 2013 году было упразднено и заменено обязательным страхованием ответственности перевозчика. Именно согласно страхованию ответственности перевозчика и будут производиться выплаты пострадавшим в аварии 15 июля.
Стоит сказать о том, что в США, например, страховка жизни начинается от 500 тысяч долларов и может достигать десятков миллионов, в зависимости от возраста, образования, работы и годового дохода. При определении объема страховых выплат используется так называемый "коэффициент роста", когда экономисты рассчитывают приблизительный доход гражданина, которого он мог бы достичь в результате продвижения по карьерной лестнице. В Германии сумма выплат также существенно разнится — от 10 тысяч евро до нескольких миллионов. При этом каждый может выбрать ту или иную сумму желаемых выплат. В зависимости от нее формируется график помесячных платежей. При этом от физического ущерба в результате катастроф самолетов и поездов застраховаться нельзя. Однако застраховаться от них можно вместе с покупкой билета на тот или иной вид транспорта.
Представляется целесообразным предлагать заключить договор личного страхования пассажира при поездках на метро. Сумма страховой премии могла бы включаться в билет, и пассажирам предлагалось бы два вида проездных билетов: с включенной суммой страховой премии и без страховки. Таким образом, у пассажира появилась бы возможность выбрать из двух вариантов и, при желании, застраховать жизнь и здоровье от несчастного случая.
echo.msk.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий