четверг, 19 июня 2014 г.

Назначение нового американского посла в Москве затягивается

Назначение американского посла в Москве откладывается. Должность вакантна с конца февраля. В апреле в качестве возможной кандидатуры на этот пост назывался бывшей глава дипмиссии на Украине Джон Теффт, однако официального назначение до сих пор не произошло. Эксперты связывают задержку с охлаждением отношений двух стран, поиском оптимальной для новых условий кандидатуры, а также с банальной бюрократической волокитой

Сейчас американским посольством в Москве руководит временная поверенная в делах США в РФ Шейла Гуолтни, бывший генеральный консул в Санкт-Петербурге. Гуолтни — опытный дипломат и работала в Госдепартаменте еще в годы администрации Билла Клинтона, но новый посол на смену покинувшему Россию в конце февраля Майклу Макфолу должен приехать из Вашингтона.

Профессор политологии Макфол, который имел репутацию больше политика, чем дипломата, занимал этот пост чуть более двух лет. Свое решение уйти в отставку он объяснил желанием уделять больше времени семье, но для наблюдателей уход архитектора политики «перезагрузки» символизировал завершение этапа разрядки напряженности в отношениях двух стран.

Бывший посол США в России Джеймс Коллинз сказал «Газете.Ru», что новым руководителем американской миссии в Москве будет карьерный дипломат, а не политический назначенец. Как отмечают в российском МИДе, с таким послом Смоленке будет комфортнее, чем с любителем нестандартных ходов Макфолом, который активно прибегал к нетрадиционной дипломатии, активно выступая по различным проблемам в социальных сетях.

Вероятным преемником Макфола называли Джона Теффта, который ранее возглавлял посольство США на Украине, а в конце 1990-х годов был временным поверенным в делах и заместителем руководителя дипмиссии в Москве. Однако официального назначения до сих пор не последовало.

По мнению председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова, несколько месяцев отсутствия американского посла — еще не срок. Он приводит в пример с Азербайджаном, где между уходом предыдущего шефа американской дипмиссии Мэтью Брайзы и назначением нового, Ричарда Морнингстара, прошло семь месяцев. Как отмечает Лукьянов, пока новому послу в Москве «просто нечего делать», учитывая нынешний характер отношений между двумя странами. «Коммуникации крайне ограничены, очевидной повестки дня нет. Технические же контакты вполне могут осуществляться временным поверенным», — рассуждает политолог.

Лукьянов полагает, что посольство в России, скорее всего, все-таки возглавит Теффт, которому, правда, придется попотеть при утверждении его кандидатуры в сенате. «Вызывать раздражения у республиканцев он не должен, но у них есть желание показать Обаме, что его внешняя политика никуда не годится, республиканцы стараются блокировать все, что связано с Обамой», — отмечает эксперт.

В свою очередь, бывший посол США на Украине, эксперт Института Брукингса Стивен Пфайфер, напротив, ожидает, что сенаторы не будут тянуть с утверждением представленной президентом кандидатуры. «Я думаю, что сенат будет учитывать, какое значение иметь наличие там посла, и сомневаюсь, что они будут откладывать утверждение», — полагает Пфайфер.

Сам он убежден, что «чем быстрее появится новый посол, тем лучше», и затягивания процесса назначения связано с бюрократической волокитой. «В кадровом департаменте Белого дома процесс иногда идет достаточно медленно», — рассказывает Пфайфер.

Сама процедура утверждения посла тоже не из легких: претенденту придется ответить на вопросы как и знающих Россию вдоль и поперек зубров из сенатского комитета по международным делам, так и неофитов. Во время утверждения кандидатуры Макфола в 2011 году ему задали более сотни вопросов — начиная от позиции Москвы по созданию американской системы ПРО и отношений с Ираном и заканчивая правами человека и делом покойного юриста Сергея Магнитского.

Слова Макфола о желании улучшить отношения с Россией тогда вызвали поддержку далеко не у всех американских законодателей.

«Все, что вы нам рассказываете, — это больше про пряники, а какой кнут нам надо использовать, чтобы стимулировать или, наоборот, гасить желания россиян?» — такой вопрос задавал на слушаниях один из сенаторов.

Можно не сомневаться, что после присоединения Крыма актуальность вопроса только выросла и он наверняка будет задан и новому назначенцу.

Пока в Москве ждут американского посла, сенат успел в марте утвердить кандидатуру нового руководителя дипмиссии США в Саудовской Аравии, а мае — в Нидерландах. Оба дипломата уже приступили к выполнению своих обязанностей. Новый посол в Саудовской Аравии Джозеф Вестфал – в прошлом высокопоставленный военный, а посол в Нидерландах Тимоти Броас — один из крупных спонсоров президентской кампании Обамы. На пост посла во Франции Обама предложил Джейн Хартли, в прошлом сотрудницу администрации президента Джимми Картера, которая также известна как крупный жертвователь в фонд его предвыборной кампании. Кандидат на пост посла США в Ирландии Кевин О' Маллей на протяжении 35 лет занимался юридической практикой.

Американская пресса отмечает, что новые послы, как и Макфол, являются политическими назначенцами, а не карьерными дипломатами.

По данным Американской внешнеполитической ассоциации, своего рода профсоюза дипломатов, политическими назначенцами было 37% послов, предложенных Обамой. Примерно то же число политиков было назначено президентами-республиканцами Рональдом Рейганом и Джеральдом Фордом. Карьерным же дипломатам наибольшее предпочтение отдавал президент-демократ Джимми Картер.

Согласно списку на сайте дипломатического профсоюза США, утверждения в сенате в настоящее время ожидают более сорока американских послов. Среди них — кандидаты Обамы на работу в таки ключевых для Соединенных Штатов странах, как Египет, Ирак, Казахстан.



www.gazeta.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий